Рус Eng

15 ноября 2015

Возможность абсолютной архитектуры

Если вы хотите понять как архитектура встроена в нашу жизнь, почему наш дом это экономическое образование, а город — политическое, обязательно прочтите книгу Пьера Виторио Аурли «Возможность абсолютной архитектуры». В которой автор расскажет на примере развития архитектуры Рима, Берлина, Парижа, о том как менялся подход к застройке города со временем, политическим и экономическим укладом жизни жителей города. Как происходил переход от экономического частного к политическому общественному, когда и почему город потерял стены защищавшие его столетиями.

Идеология instauratio urbis сформировалась в процессе политического пробуждения римского populus (народа) в XIV веке, после затяжного периода социально-политического упадка, поразившего город с падением Римской империи. Решающим событием в процессе этого пробуждения стало народное восстание под предводительством Кола ди Риенцо, направленное против аристократии, которая властвовала в Риме в период «авиньонского пленения» пап. Манфредо Тафури отмечает: восстание Кола было не просто бунтом, а настоящей «культурной революцией», последствия которой ощущались в Риме не одно столетие. Идеология этого восстания родилась с первыми попытками переоценить и противопоставить культурное наследие древнего Рима феодальной власти кланов, правивших городом в XIV веке. Легитимность восстания была обеспечена благодаря открытию утраченного Lex romana, записанного на бронзовой доске во времена императора Веспасиана свода римских законов, которые Кола в ходе специальной театрализованной церемонии символически поместил в апсиде церкви Сан-Джованни, кафедральном соборе Рима. Согласно Lex romana, бразды правления императору вручил сам народ.

Это открытие произвело эффект разорвавшейся бомбы: стало очевидно, что источником власти Рима и его наследников, включая папу, является народ. Открытие римских законов и постепенное установление статуса civis — как политического субъекта, обладающего гражданскими правами — в отличие от subditus как субъекта, подчиненного власти феодала, — стало одним из первых потрясений эпохи Ренессанса. Эта смена парадигмы в политике спровоцировало начало возрождения Античности.

Комментарии

comments powered by Disqus