Рус Eng

Метка: Записки Growth hacker

24 марта 2017

Записки Growth hacker #6

Эффективная цена за подписку

Достаточно часто мне задают вопрос о том, какую цену лучше всего устанавливать за подписку сервису. Связано это с тем, что сейчас создается много приложений, которые распространяются по модели SaaS. Однако выставить объективную и при этом эффективную цену основатели не могут. Как всегда дилемма, а будут ли пользоваться его продуктом достаточное число раз.

Используя стандартный подход, рассмотренный в статье «Юнит-экономика. Начало», мы можем получить следующую формулу для среднего чека Av.Price:

Av.Price = (GP + COGS x APC x C1 x UA + 1sCOGS x C1 x UA + CPA x UA) / APC x C1 x UA

Таким образом вычисляем значение среднего чека через требуемые параметры бизнеса. Например, SAAS с трафиком 50 000 человек в месячной когорте, С1 = 3%, APC = 6, CPA = 25, 1sCOGS = 0, COGS = 150. Целевое значение GP для когорты 3 000 000.

Подставляя данные значения в формулу Av.Price получим

Av.Price = 622,22

В данной таблице рассчитано значение GP для данного SAAS в зависимости от конверсии и среднего чека.

16 марта 2017

Записки Growth Hacker #5

Несколько слов о заработной плате

Распространенная схема оплаты труда — смешанная, когда сотрудник получает некоторый фиксированный платеж ежемесячно, и дополнительно долю с привлеченных денег клиента. Например это выглядит так: дополнительное образование, 10 000 рублей в месяц фиксированная ставка для учителя и 500 рублей с каждого ученика за урок. При этом часто возникает вопрос, а как рассчитать значения этих частей заработной платы, фиксированной и переменной, так, чтобы компания зарабатывала. Для решения этой задачи используем юнит-экономику.

Для расчета используем стандартные формулы

GP = UA x (ARPPU x C1 — CPA)

ARRPU = (AvPrice — COGS) x APC — 1sCOGS

Подробнее о формулах читайте в статье «Юнит-Экономика. Начало». Согласно этим формулам наша фиксированная ставка это 1sCOGS, а переменная COGS. Следовательно, чтобы рассчитать, величину переменного платежа запишем формулу для расчета COGS через оставшиеся величины.

COGS = AvP — ((1sCOGS x C1 — CPA) x UA — GP) / APC x C1 x UA

Предположим, что план заработка 1 000 000 рублей. Привлекаем на сайт, который продает курсы 15 000 человек в месяц. Конверсия в клиента составляет 1%. При этом каждый клиент платит в среднем за 10 уроков. Средний чек 2600 рублей, а затраты на привлечение пользователя 10 рублей. Фиксированную ставку преподавателю платим 10 000 рублей в месяц. Подставив цифры в формулу для COGS получаем 833,33 рубля. В итоге нашему преподавателю заплатим 10 000 рублей + 833,33 с каждого клиента за урок, что ровняется 10 000 + 15 000×1% х 833,33×10 = 1 349 990 рублей. Важно помнить, что это не заработная плата за месяц, это деньги за 10 уроков, так как среднее число платежей на клиента ровно 10.

Таблица GP в зависимости от величины COGS и 1sCOGS для текущей модели (APC=10).

Аналогичным образом получаем расчет заработной платы для менеджеров продаж и сотрудников, которые получают деньги по смешанной модели.

17 октября 2016

Записки Growth Hacker #4

Формула расчета Gross Profit достаточно проста:

GP = (ARPPU x C1 — CPA) x UA

При этом значение ARPPU вычисляется по формуле, предложенной Ильей Красинским:

ARPPU = (Av.Price — COGS) x APC −1sCOGS

Однако у этой формулы есть один существенный недостаток, она не учитывает затрат, которые несет бизнес на удержание клиента, на его возврат и совершение повторных продаж, а эти затраты бывают достаточно существенными. По этому я решил усовершенствовать формулу, и добавить туда величину отвечающую за эти затраты — Buyer Retention Cost или BRC. Как вычисляется эта величина. BRC = RetCost / Nret, где RetCost ваши затраты на удержание клиентов в когорте, а Nret — число повторных продаж.

Nret = N — Buyers

Где, N — общее число продаж, а Buyers — число клиентов в когорте.

Наша формула для ARPPU с учетом затрат на удержание будет выглядеть следующим образом:

ARPPU = (Av.Price — COGS) x APC — BRC x (APC-1) — 1sCOGS.

Давайте рассмотрим пример, пусть у нас Av.Price=5000 рублей, COGS=300 рублей, N=374, Buyers=157, а затраты на удержание клиентов в когорте составили 100 000 рублей. Таким образом Nret=374-157=217. BRC=100000/217=460,83. APC=374/157=2,38. И следовательно

ARPPU = (5000 — 300) x 2,38 — 460,83 x (2,38 — 1) = 10550,06

14 сентября 2016

Записки Growth hacker #3

Давайте поговорим о том, как принимать решения по изменению того или иного параметра в продуктовой экономике. Давайте рассмотрим некоторый бизнес, экономика которого сходиться и мы хотели бы повысить нашу доходность. С точки зрения Теории ограничений Голдратта нам необходимо найти параметр изменение которого дает наибольший вклад в итоговый Gross Profit (GP), подчинить продукт этому параметру (сфокусироваться над ним) и расширить его. Однако простого изменения параметра для принятия решений недостаточно. Дело в том, что для изменения любого параметра необходимо заложить ресурсы на изменение (включая время), а также оценивать то, насколько сильно надо изменить параметр. В нашем экспериментальном проекте таблица по изменению параметров в которой указаны следующие значения, какая величина изменяется в какую сторону и на сколько, какой прирост GP дает это изменение, а также необходимые ресурсы на это изменение.

Как видим, наибольшее изменение GP дает изменение конверсии, однако при этом нам необходимо потратить наибольшее число ресурсов для этого изменения. Давайте посмотрим как мы можем определить параметр, который необходимо заменить. Для этого мы отсортируем наши параметры по следующей схеме, сначала отсортируем по GP от большего к малому, затем по значению на которое нам надо изменить величину от меньшего к большему и по затратам от меньшего к большему, у нас должно получиться следующее:

Как видно, близкое по величине изменение GP дает работа со средним чеком, при этом изменить его надо всего на 10% и затратить в 4 раза меньше ресурсов, чем для изменения конверсии. Таким образом, хотя изменение конверсии дает и наибольший вклад в изменение GP сосредоточиться стоить над изменение среднего чека, или, если изменение среднего чека невозможно, начать работать с повторными покупками CPA.

07 сентября 2016

Записки Growth hacker #2

Сегодня поговорим о том, как вести учет расходов на работу менеджеров по продажам. Давайте рассмотрим ситуацию, в которой вы платите своим продавцам по следующей схеме:

  1. фиксированная плата, скажем 50 000 рублей
  2. 10% с первого платежа, который сделал клиент
  3. 5% с каждого последующего платежа, который совершит клиент

Как рассчитать экономику и правильно учесть расходы. Предположим, что мы продаем некоторый сервис по подписке, и ваши продавцы работаю через канал холодных продаж. Для этого они совершают звонки, фиксируют их в CRM.

Предположим, наши менеджеры совершают 500 уникальных звонков в месяц, при этом мы понимаем, что в каждую организацию менеджер совершит несколько звонков за все время. При этом конверсия в продажу с момента первого звонка в первый оплаченный счет составляет пусть 5%. Средний чек составляет 35 000 рублей в месяц, при этом менеджер должен напоминать клиентам о следующей оплате. Давайте рассмотрим, как будет выглядеть наша юнит-экономика.

UA = 500 — число звонков, которые совершает наш менеджер

С1 = 5% — конверсия в первую продажу

Buyers = 25 — число клиентов, которых мы получим совершив 500 звонков

AvPrice = 35 000 рублей — средний чек, который платит клиент

Далее нам надо учесть затраты на обеспечение продаж, при этом надо понимать, что все наши расходы в модели включают премию нашему менеджеру, при этом с первой продажи мы платим ему 10%, а со второй и последующих 5%. Давайте рассмотрим наш первый месяц, когда клиенты в среднем платят 1 раз.

COGS = 5% — это величина премии, которую мы платим менеджеру с каждой продажи, тут все просто.

1sCOGS = 5% — это величина дополнительной премии, которую мы платим менеджеру за первую продажу (внимание, не 10%, а именно 5%).

APC = 1 — пока рассматриваем первый месяц, когда все совершили по одной продаже.

ARPPU = (AvPrice — COGS) x APC — 1sCOGS = (35 000 — 5%) x 1 — 5% = (35 000 — 1750) x 1 — 1750 = 31 500 — доход с одного клиента за все время его существования, в данном случае за первый месяц.

ARPU = ARPPU x C1 = 1575 — сколько приносит нам любой совершенный уникальный звонок

AC = 50 000 рублей — зарплата нашего менеджера, которая не зависит от продаж

CPA = 50 000 / 500 = 100 рублей — стоимость одного уникального звонка

Наша задача вести правильный учет премирования менеджера. Как мы видим, нашу премию мы разделили на COGS и 1sCOGS. Давайте посмотрим, как будет выглядеть премия нашего менеджера.

Наш менеджер получает 50 000 на руки, а так же 1750 рублей с каждого клиента с каждой продажи и 1750 рублей с каждой первой продажи. Всего у нас было 25 клиентов, таким образом мы имеем 1750×25 + 1750×25 = 87 500 премия и всего на руки 137 500 рублей.

При этом наш доход будет следующим (ARPU — CPA) x UA = (1575 — 100) x 500 = 737 500 рублей, при этом менеджеру мы заплатим 137 500 рублей.

Давайте рассмотрим второй месяц.

ARPPU = (AvPrice — COGS) x APC — 1sCOGS = (35 000 — 1750) x 2 — 1750 = 64 750

Наш менеджер получит следующую зарплату 50 000 + 1750×2×25 + 1750×25 = 50 000 + 85 500 + 43 750 = 179 250 рублей.

Наш доход составит при этом (ARPPU x C1 — CPA) x UA = (64 750×5% — 100) x 500 = 1 568 750 рублей.

Теперь мы можете учитывать премию менеджерам продаж в юнит-экономике.

25 августа 2016

Записки Growth Hacker #1

Недавно столкнулся с недопониманием того, как рассчитывается Gross Profit. Дело в том, что он может рассчитываться по разному и некоторые команды путаются в значениях. Давайте разберем этот момент. Как мы можем посчитать GP?

  1. наша прибыль есть прибыль с каждого клиента в когорте, умноженная на число этих клиентов

    GP = (ARPPU — CAC) x Buyers

  2. наша прибыль есть прибыль с каждого лида в когорте, умноженная на число лидов

    GP = (ARPL — CPL) x Leads

  3. наша прибыль есть прибыль с каждого пользователя в когорте, умноженная на число пользователей

    GP = (ARPU — CPA) x UA

При этом наши пользователи, лиды и клиенты связаны воронкой продаж

UA -> Cact -> Leads -> C -> Buyers

UA -> C1 -> Buyers

Где

Cact — конверсия в активацию пользователя, когда мы получаем данные о пользователей и он становиться лидом.

С — конверсия в первую покупку, которую совершает лид и становиться нашим клиентом, а С1 — конверсия в первую покупку.

Соответственно,

ARPU = ARPPU x C1

ARPL = ARPPU x Cact

ARPU = ARPL x C

ARPU = ARPPU x Cact x C

Ну и помним, что

CAC — customer acquisition cost — стоимость привлечения клиента

CPA — cost per acquisition — стоимость привлечения пользователя

CPL — cost per lead — стоимость привлечения лида.